В бисероплетении часто бывает, что от большой работы остается буквально
по 10—20 бисеринок одного цвета. Их можно использовать в миниатюрных
украшениях. Такими остатками можно расшить небольшой кошелечек или
футлярчик. По 10—20 бусинок 3—4 цветов — и готов розовый бутон,
следующий можно делать уже из других цветов бисера.
Вышивание бисером было изобретено в Венеции,
где производство стекла имело многовековые традиции. Бисером вышивали
целые картины. Однако такие вышивки были очень тяжелыми и не отличались
особым изяществом, увлечение ими продолжалось недолго. В начале XX в.
вышивка бисером снова вошла в моду во многих странах, особенно в
Германии и в России, где этим способом украшались разнообразные милые
мелочи.
Мастерицы создавали самые причудливые вышивки шелком и
золотом с дополнением бус, а то и настоящего жемчуга, самоцветных
камней. Особенной роскошью отличались вышивки на кокошниках и других
головных уборах. Вышивкой украшали не только одежду, но и предметы интерьера. Пользуясь
льняными, шерстяными, шелковыми и металлическими нитками, применяя для
вышивки блестки и бисер, мастерицы превращали куски домотканого холста
в высокохудожественные произведения искусства. Русские
мастерицы-вышивальщицы издавна использовали в своей работе самые
разнообразные материалы. Вышивки из традиционных шелковых и шерстяных
ниток нередко дополнялись бусами, бисером, стеклярусом, пуговицами,
монетками, ракушками, жемчугами, кораллами. Таким образом, создавались
непревзойденные шедевры. Жемчуг, золото, самоцветы и бисер всегда сочетались в народном творчестве. Очень похожи также и приемы работы с ними. В
начале XIX в. в качестве основы для бисерных вышивок использовали
тонкий холст, исходя из того, что сторона клеточки равняется двум нитям
основы. Холст — материал прочный, поэтому работы, выполняемые на нем,
до сих пор хорошо сохранились, а если уж и встречаются повреждения, то
в основном это обрывки нитей, крепящих бисер. В конце 30-х гг. XIX
в. для основы стали применять бумажную канву — бумагу с крупными
дырочками. Расстояние между дырочками соответствовало среднему размеру
бисеринки. Такая канва ускорила процесс вышивки, но отрицательно
сказалась на качестве, так как, будучи ломкой и жесткой, не позволяла
заполнять бисером весь рисунок — фон часто оставался незаполненным и
просто раскрашивался акварелью. Позже для основы стали применять
обычную нитяную канву с большими клетками, поэтому и бисер в таких
работах использовали крупный, а значит, увеличились и размеры вышивок.
Такие «монументальные полотна» могли достигать 1-1,5 м2. Иногда в
качестве основы для вышивки применяли дорогие ткани, например бархат.
Тогда его не полностью заполняли бисером. На его богатом фоне бисерные
цветы смотрелись особенно изысканно. В настоящее время основой для вышивки бисером служат в основном лен, шелк, бархат, атлас, шерсть, сукно.