Первобытная радость, вспыхивающая в глазах каждого человека, который
нашел на морском побережье камешек с проточенной водой дырочкой, явно
свидетельствует: нежная любовь к подобным натуральным «бусинам»
заложена в нас практически на уровне генетики. Но ждать милостей от
природы нетерпеливые люди не желали никогда, поэтому решили
изготавливать «куриных божков» самостоятельно. Посмотрим, что из этого
получилось.
Первые рукодельные бусины¬амулеты делались из костей и зубов животных.
Чуть позже, около 8 тыс. лет тому назад, гениальные древнеегипетские
мастеровые научились выплавлять стекло, тогда¬то и появился первый на
планете бисер. Из гигантских кусочков — до 5 см в длину! — кварца с
наплавленным на него цветным стеклом ювелиры создавали драгоценные
бусы, нагрудники и оплечья для фараонов и членов их семей. Некоторые
бусины ценились настолько высоко, что их оправляли в золото и
преподносили в дар многочисленным египетским богам в честь великих
праздников. Надо отметить, что практически тем же методом гораздо более
мелкий бисер делали североамериканские индейцы, чтобы расшивать свою
одежду священными цветными узорами.
Финикийцы, активно торговавшие бисером по всему Средиземноморью,
изготавливали его по египетской технологии, но за неимением кварца
наплавляли стекло на костяной или каменный стерженек. Кстати, за
несколько ниток таких бусин в тогдашней Африке можно было запросто
купить раба, а то и двух — в зависимости от рыночной цены...
Позже центр мирового производства бисера сначала переместился в
патриархальный Рим, потом в исламский Дамаск и в конце концов
закрепился в средневековой Венеции: здешние мастера тщательно изучили
имеющийся мировой опыт обработки стекла, проанализировали его и
придумали свою собственную уникальную технологию. Цех бисерщиков обитал
на острове Мурано, имея все атрибуты государственности — свой суд,
правительство и даже посла (!) в Венеции. Вывозить сырье и осколки
стекла за пределы Мурано было категорически запрещено. Стеклоделы
пользовались неслыханными привилегиями, в том числе правом выдавать
своих дочерей замуж за аристократов. Но за разглашение тайны ремесла в
их семьи подсылали наемных убийц. Между прочим, знаменитейший
мореплаватель Марко Поло получил возможность путешествовать по всему
миру за счет венецианского сената только потому, что его отец был самым
уважаемым в те времена бисерных дел мастером. Теперь уже известно, как
тогда изготавливали крошечные бусинки: сначала выдувалась очень тонкая
стеклянная трубка, которую разрезали на мелкие кусочки и шлифовали,
чтобы придать им округлую форму. И только в начале XIX века были
изобретены специальные машины, что удешевило производственный процесс и
сделало бисер доступным не только для дворян и богатых купцов.
Что касается нашей страны, то первая бисерная фабрика была организована
в 1754 году академиком Михаилом Ломоносовым, в совершенстве владевшим
техникой выплавления цветного непрозрачного стекла для мозаичных панно.
К тому времени Венеция уже сдала свои позиции мирового лидера по
производству бисера и делила лавры с Богемией (замечу в скобках, что
чешский бисер, равно как и хрусталь, и сейчас считается самым лучшим в
мире). Но после смерти великого ученого фабрику закрыли, так что
венецианские и богемские мастера не остались без работы, хотя мода на
бисерные изделия стала быстро угасать.
По инициативе хиппи, которых именовали еще и детьми цветов, древнее
искусство плетения и вышивания бисером ожило только в середине 60¬х
годов прошлого века. Представителям этого движения импонировали
верования индейцев, суть которых сводилась к следующему: придуманный
человеком и им же воплощенный в вышивке или плетении орнамент — это
отражение личности, причем, изменяя узор, можно изменить свою
собственную судьбу. Но влияние хиппи распространилось лишь на создание
браслетов и других незатейливых украшений.
Бисерные изделия можно не только вышить или сплести, но и связать.
Например, на спицах: на нитку нанизывают ряд бисеринок в соответствии с
рисунком, затем провязывают так, чтобы бисеринки оставались на лицевой
стороне (обычная чулочная вязка). Или крючком по тому же принципу
(простые столбики без накида). Эта техника прекрасно подходит для
создания подсвечников, кошельков и подстаканников. Редкими и весьма
трудоемкими способами работы с бисером считаются ткачество, позволяющее
создать дву¬сторонние картины, использующиеся, например, в качестве
абажуров для ламп, вдавливание бусинок в воск или глину, а также
изготовление объемных фигур на основе проволоки и лески.
5 ВАЖНЫХ СОВЕТОВ: что нужно для бисерной картины
1
Схема для вышивания крестиком в классической технике (в идеале — без
стежков «назад иголку», французских узелков и т. п.): например,
«Пасторальный букет» из ВК №8 (октябрь 2005 г.) или «Лунный мостик» из
ВК №7 (сентябрь 2005 г.)
2 Таблица цветов DMC: сравнивая цвет нужного номера мулине этого
производителя с оттенком бисера, можно очень точно подобрать цветные
бусины в магазине.
3 Чешский бисер Guetermann №10: бусинки этого производителя
характеризуются правильной формой, одинаковым диаметром отверстия и
стойкой окраской. Это как раз те качества, которые необходимы для
идеальной прорисовки рисунка на канве.
4 Отрезок канвы Aida №14 (55 клеток на 10 см): если взять более крупный
размер, то в промежутках между бисеринками будет просматриваться
ткань¬основа.
5 Специальные иголки для бисера (№10, №12): они более тонкие, чем для обычного шитья.